Лекция 2
Различие практического, технического, научно-познавательного и других отношений к деятельности.
Он говорит, что это затронул в первой лекции, а я, кажись и не заметила.
В акте деятельности две стрелочки из знаний – надо бы добавить к ним пояснение вот это:
научно-методическое обеспечение деятельности-
- методические знания  (что и как человек должен делать, т.е. какие действия он должен совершать (инструкции, предписания, алгоритмы и т.п.);
- объектные знания («фотографию» объекта, его представление, изображение).
Эти знания всегда должны особым образом соединяться.

Структура социотехнической деятельности.
Социотехническая деятельность появляется в тех случаях, когда в качестве материала деятельности, преобразуемого в продукт, выступает деятельность других людей, а иногда и сами люди (педагогика). Деятельность над деятельностью. Есть деятельность над материалом природы и есть социотехническая деятельность. В частности по организации, руководству и управлению.
«Вступление в должность: средства организации представлений».
Две функции этой таблички. Она необходима:
как средство самоорганизации.
для понимания других людей и правильной руководящей работы. Люди живут в этих слоях и по их законам.

Таблица планов анализа


1 столбец - происхождение.
2 столбец - образование.
3 столбец - культура.
4 столбец -  семья.
Вступающий в должность  попадает в столбец 5 и выступает там в двух ипостасях – как индивид и как личность.
Далее он  должен войти в очень сложные структуры человеческой жизни там, где он собрался занимать должность.
6 столбец – слои, то есть страты (не классы как таковые, а как бы классовые слои, на которые расслоено это общество, в которое он попадает).
7 столбец - это группы: например, на строительстве -  начальник управления, главный инженер и три зама. Это будет первая группа, с которой он сталкивается, но не единственная. Надо налаживать групповые отношения. Надо определять референтные группы.
Например, есть пять мест (начальник, три зама, главный инженер), которые поставлены между собой в строго определенные отношения. Но отношения эти могут сильно варьироваться. От сплоченности, дружбы, до жесткой конкуренции. Или и они могут распадаться на группировки. Кто-то дружит семьями, кто-то вместе рыбачит, кто-то учился вместе. Так разбивается не только эта пятерка, а весь коллектив. Маркс описал эти отношения как формирующими человеческую сущность.
8 столбец -  организация, или организаций, поскольку их всегда много.
7 и 8 существуют всегда вместе, их нельзя взять сами по себе.
Надо различать: организацию, живущую по своим законам и механизмам, и группы, на которые членится коллектив, и учитывать индивидов, которые на эти группы делятся.
Труд становится таковым только тогда, когда эти два плана, седьмой и восьмой, особым образом сочленяются. И когда исполнение функций на этом месте становится для человека его  личным делом. Это мы обычно фиксируем как совпадение его интересов и интересов общих, его целей и общих целей.
В 8 столбце разыгрывается особая драматургия:
оппозиция - личность и организация –
Одна из основных социокультурных оппозиций нашего времени.
Собственно личность начинает формироваться только в оппозиции к организации. Парадоксальная вещь. Вы можете быть личностью, если вы противостоите организации, отделяете ее от себя. И наоборот, чтобы быть человеком организации, вы должны от своих личностных качеств, и даже от личности, отказаться. Но личность развивается только в оппозиции к организации, как право и возможность человека выйти из организации в клуб и там противостоять организации в поисках своих, свободных решений, как право положить свою жизнь в этой оппозиции. Потому что тот, кто противостоит организации, всегда должен твердо знать, что бить его будут без пощады. Поэтому стать личностью - это значит принять такой способ жизни.
В чем тайна и возможности этого столкновения?
Многое в реальном закреплении оргструктур зависит от того, как вновь назначенный начальник управления войдет в группу или в коллектив других руководителей. С одной стороны, реально эта организационная структура уже предрешена и задана - но не жестко, а с определенными люфтами, с определенными вариациями - всеми должностными инструкциями, соответствующими оргсхемами. С другой стороны, он их, эти связи, начинает лепить. Он их может выстроить по вертикали, выстроить по горизонтали; может по одним вопросам завязать их в одну структуру, а по другим - в другую.
Дополнительная структуризация отношений между должностями всегда определяется местом, или положением, вновь входящего начальника управления в группу или в коллектив руководства. То, какое место он сумеет там занять, отразится - не прямо, не зеркально, а по принципу дополнения - на оргструкту-ре. А с другой стороны, сама оргструктура выступает для него как средство вхождения в коллектив и группу и создания группы. От его воли будет зависеть выбор стратегий. Например, даст больше воли главному инженеру или директору по кадрам.

9 столбец - поведение, мышление и мыследеятельность, а дальше рефлексия, понимание и т.д. То, какое место займет наш индивид в этой структуре, какую печать наложит на организацию во многом зависит от его техник индивидуальной работы или поведения.
10 столбец - коммуникация, в обоих ее видах: массовая коммуникация и индивидуальная коммуникация.
11 столбец - самосознание. Оно влияет на его вступление в должность и оно будет меняться от его вступления в должность.

Все эти столбики теснейшим образом связаны друг с другом, существуют зависимости между ними.
Происхождение будет определять его уровень самосознания, его способности, его техники. По разному будут себя вести потомственный управленец и детдомовец.Все будет определяться и культурой. Его психологический тип, его личностные характеристики определят его способы коммуникации.

кроме того есть еще совершенно другие типы отношений - включения.
Личность определена и детерменирована происхождением, культурой. Своими чертами характера. А это Место может жить по законам, которые не совпадают с этими характеристиками. Между содержаниями этих столбцов возникают противоречия и разрывы, рассогласования.
Человек раздваивается, разтраивается, он должен вести как бы двойную, тройную жизнь, как-то приводить все в соответствие. Таким образом, есть такая вот формальная процедура включения содержания одних столбцов в другие. Они, с одной стороны, как бы зависят в историческом плане, в плане развития, генезиса, друг от друга, а с другой стороны, одно вкладывается в другое.

Что это значит в общем смысле?  Вот он - Иванов или Петров или Сидоров, со своими личностными характеристиками - собирается вступать в должность. И он сталкивается прежде всего вот с этими столбцами: слои, группы, организация; он должен реализовать определенное поведение, мышление, мыследеятельность и все прочее, и от этого зависит успех его работы. Он должен включиться в коммуникацию определенным образом, и соответственно будет претерпевать изменение его самосознание.

Отредактировано davidova (2009-08-23 19:10:49)