Рабочие материалы иркутского клуба по ОРУ

Объявление

Владельцы форумов: Олег Я. -лекции 1,7,12; Сергей М. -лекции 2,8; Александра Ф. - лекции 6,11; Лариса Д. -лекции 5, 10; Максим С. -лекции 3, 9

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ОРУ-11, от Максима С.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Второе категориальное понятие системы
  И при этом мы все время исходим из схемы категории. Она имеет четыре фокуса: знаковая форма и, соответственно, те языки, в которых она выражается (это не обязательно один язык; я уже рассказывал вам, что в геометрии несколько надстраивающихся друг над другом языков, друг друга замещающих), далее - объект, с которым мы имеем дело и который фиксируется данной категорией, затем у нас есть операции, более широко - действия, если мы включаем область практики, и, наконец, набор понятий, которые обеспечивают эту категорию.
Я уже третий или четвертый раз привожу эту схему, с настойчивостью дятла. И сейчас еще раз прочитываю ее. Если мы нарисовали такую схему как схему организации всякой категории, то к ней надо относиться как к инструкции, предписанию. Она задает последовательность тех работ, которые мы должны произвести, анализируя категорию.
Читается она примерно так: хочешь разобраться в том, что такое «система», начни с анализа знаковой формы, восстанови объект, к которому она относится, операции и затем выйди к набору понятий, обслуживающих данную категорию.
И вот мы с вами так и начали. Мы взяли первую категорию системы, в ее основном схематическом изображении: четыре, для примера, элемента, связи между ними и, соответственно, структура связей, и признак целостности. Мы разобрали операции, которые связаны с таким представлением объекта, перечислили те понятия, которые к этому относятся. А потом, как вы помните, мы включили механизм понимания, или интерпретации, как создающий новое содержание.
  И тогда оказывается, что мы понимаем эту схему четыре раза: один раз мы трактуем связи как процессы, второй раз мы трактуем всю эту схему, в первую очередь представленную через связи, как функциональную структуру, третий раз мы ее трактуем как организацию материала, или морфологию (я пока не различал этих понятий), и четвертый раз - просто как материал.

Содержателый план работы со схемой
Таким образом, получается, что эта схема выводит нас не к одному объекту, как это получалось при формальной работе, формальной онтологизации, а к четырем типам разных содержаний, каждому из которых мы придаем объективный статус. Мы говорим, что и процессы, и функциональные структуры, и организованности материала, и материал существуют объективно.
Когда мы это поняли, то мы фиксируем то странное на первый взгляд обстоятельство, что эти четыре разных содержания выражаются в одной схеме. Но вообще-то, это тоже понятно. На прошлой лекции я вам рассказывал о функции знаковых выражений вообще и говорил, что именно знаковые формы заранее связывают в одно целое наши операции и действия с объектом. Поэтому не случайно мы в одной знаковой форме выражаем четыре разных содержания. Мы их таким образом стягиваем в одно целое, получаем как бы один объект. Это соответствует практике нашей работы. Все объекты, с которыми мы имеем дело - скажем, в оргуправленческой работе, на строительстве, - это всегда сложные объекты, имеющие процессуальный план, план функциональных структур, план организованностей материала и план собственно материала.

Необходимое условие системности объекта
   Но поскольку это разные типы содержания, постольку, говорим мы, для каждого из них нужен свой язык и свои схемы. Должен быть язык-1 для процессов, в этом языке будут строиться схемы процессов; должен быть язык-2, в котором будут строиться схемы функциональных структур; язык-3 для схем организации материала и, наконец, язык-4, в котором фиксируются схемы самого материала как объекта. И мы с вами фиксировали то важное обстоятельство, что системно наш объект будет представлен лишь в том случае, если все эти схемы будут определенным образом увязаны и соотнесены друг с другом.
Только тогда мы будем иметь дело с реальной объективной системой, где процессы соответствуют функциональной структуре, функциональная структура - органи-зованностям материала и сам материал соответствует всему этому. Тогда у нас будет живой реальный объект - не важно, природный или деятельностный: организационно-управленческий и т.д.

  Увязывание
Итак, я начинаю сочленять. Процессы - что с ними может быть? Они могут структурироваться, организовываться, материализоваться. Материя, или материал, - что с ним может происходить? Он может организовываться, структурироваться и процессуализироваться. Как это происходит? Я даю серию примеров для того, чтобы пояснить эти различения.

    -организация процесса
        Рядом с домом, где я живу, - торговый центр. Естественно, что все жители дома выходят из подъезда и прямо      идут в магазин. Но почему-то на их пути обязательно должен быть газон. Асфальтированная дорожка - в обход, а прямо пройти нельзя. Жители протаптывают по газону дорожку, ее регулярно перекапывают, по распоряжению администрации ставится проволока и т.д.
Интересно, как организовано пространство. Когда мы кладем асфальт, то мы определенным образом организуем процессы, канализируем, направляем их.

   -процессуализация материала
        Англичане делают так: они сажают газон в парках, люди ходят, протаптывают дорожки, потом через некоторое    время протоптанную дорожку асфальтируют. Что здесь происходит? Я описал бы это так: сначала дают возможность процессуализировать материал, образуются естественные дорожки, после этого их организуют асфальтом.

  -функциональная структуризация   Представьте себе, что передо мной множество точек.
Что это - структура или организованность материала? Непонятно. А теперь представьте себе - как было в экспериментах, которые проводились несколько лет назад на студентах МГУ и на школьниках, - что я даю задание подсчитать, сколько здесь точек.
И вот поскольку подсчитывающий должен осуществить определенный процесс, он начинает функционально структурировать это «нечто», тем самым показывая, что это есть определенная организованность материала. Материалом здесь являются точки, и они определенным образом упорядочены, организованы. Но оказывается, что люди, в зависимости от того, каким способом они будут их считать, создают разные функциональные организации. Давайте посмотрим, какие здесь могут быть организации. Если вы считаете по одной, таким вот скучным способом, нужна вам какая-то функциональная организованность? Я бы сказал, что тоже нужна, но она незаметна. Но можно пойти разными путями в подсчете, и вы начинаете структурировать это множество. Более сообразительные работают так: они выделяют здесь один квадратик, здесь - другой, подсчитывают - шесть на шесть и пять на пять. Произошла функциональная структуризация. В этом множестве были выделены два квадрата.
    Давайте попробуем перенести эти представления на некоторые случаи нашей жизни. Скажем, чем отличается хороший шахматист от плохого? И перед тем, и перед другим стоит доска с определенной конфигурацией шахматных фигур. Но при этом хороший шахматист видит там массу функциональных структур, а плохой - очень мало, только самые банальные. Чем отличается хороший полководец от плохого? Тем, что при том же самом расположении подразделений он видит различные функциональные структуризации. Чем отличается хороший организатор строительства от плохого? Тем, что он на участке, на площадке, при одном и том же расположении механизмов и при имеющихся у него резервах, может моментально представить себе множество разнообразных функциональных структуризации и построить множество разных планов ведения работ.
  А пока я сделаю такой вывод: функциональная структуризация есть один из важнейших моментов организационно-управленческой работы, в особенности когда мы имеем дело с меняющимися ситуациями.
  Продолжая эту линию, я говорю: умение решать сложные проблемы и задачи в первую очередь зависит от умения применять функциональную структуризацию.

  Структурные соответствия
И последний в этой серии пример. Вы представляете себе, как раньше собирались радиоприборы, электроприборы и т.п. Есть блок-схема, принципиальная схема и монтажная схема - и никому не приходило в голову, что осуществлять процедуры сложных переходов от одной к другой совсем не обязательно.
И только какой-то японец сообразил, что надо превратить принципиальную схему в форму организации. И тогда начади печатать эти схемы. Что такое печатные схемы? Я опять возвращаюсь к нашей основной схеме. Мы проводим работу по системному представлению объекта. А это значит, что мы должны процессы сорганизовать имеющимися у нас материальными средствами, через определенную организацию материала, которая, в свою очередь, определяется функциональной структурой, отображающей процесс. Важно, что все эти структуры - процессуальная, функциональная, организованности материала - разные, они не изоморфны. И когда мы переходим от блок-схемы к принципиальной схеме, то там работают, с одной стороны, точечные соответствия, а с другой - структурные соответствия. Мы переводим одни структуры в другие, но поскольку у нас нет изоморфизма, нет соответствия, нет параллелизма, то это работа очень сложная. И каждый конструктор, который занимается такого рода работой, должен обладать определенного рода техникой.
 
   Системная проработка объекта
    Я беру процессы и соотношу их, скажем, с материалом. Получаю процессуализованный материал. Я беру организованности материала и соотношу их со структурами. Это - комбинации по два. Могут быть комбинации по три, в пределе - по четыре.
   Как только мы ставим такого рода вопросы, мы уже не можем работать на отдельных модельках-примерах. Нам нужен совершенно другой метод, который и будет содержанием следующего пункта: построение сочетательно-смысловых таблиц.

Метод сочетательно-смысловых таблиц.
  Сначала я поясню назначение и роль сочетательно-смысловых таблиц. Когда мы с вами обсуждали и разыгрывали вступление начальника управления строительством в должность, я постоянно спрашивал так: вы предлагаете несколько альтернатив или есть только одна возможность? И мы констатировали тогда одну печальную вещь: когда мы прикованы к практике нашей жизни, то нам, как правило, приходит в голову один вариант, и он уже считается принятым. Мы не стремимся представить себе разные варианты, чтобы выбрать из них оптимальный. Почему?
А ситуация примерно такая же, как здесь. Вот я получил один случай, второй, третий, и мне достаточно. Мне ведь не хватает систематической процедуры по перебору всех возможных случаев. Вообще, когда человек имеет дело с практикой, ему не до выдумывания вариантов. Но если мы выдвигаем требования экономичности, оптимальности и т.п., то перебор разных вариантов становится одним из важнейших моментов. А для этого нужна специальная процедура, чтобы оторваться от непосредственно воспринимаемой нами практики, в которой мы живем. И вот в роли такой процедуры и выступает построение сочетательно-смысловых таблиц. Это очень просто, а эффект достаточно большой.
Вот у нас есть четыре основных компонента. Я рисую табличку и смотрю, сколько у меня может быть комбинаций по два и каких. <...>
Итак, у меня идут сначала процессы, потом функциональные структуры, потом организованности материала и, наконец, материал. То же самое по вертикали. И теперь я последовательно и систематически заполняю ячейки этой таблицы.
Всего здесь шестнадцать сочетаний по два, но для случая простой системы средняя диагональ оказывается бессмысленной, так что мы получаем двенадцать вариантов. Это - двенадцать задач. Причем вы их можете рассматривать как задачи оргуправленческой деятельности. Вам надо обеспечить процессуализацию материала и материальное обеспечение процессов. Направление имеет смысл, как это и зафиксировано в таблице. Итак, двенадцать задач, если брать по два.
Что дальше? Надо рассмотреть сочетания по три и по четыре. И это тоже будут задачи, только более высокого класса.

О принципе работы
    Мы сейчас с вами работаем на самом верхнем уровне возможного мышления: в категориальных понятиях, или в категории системы. У нас была система I, я рассказывал вам, как она исторически сложилась, и мы ее трансформировали в другое категориальное понятие - понятие системы II, учитывающее естественный план процессов.
Но ведь вы меня можете и обязаны спросить: хорошо, а какое нам до всего этого дело? Имеет ли это прямое отношение к нашей работе? Я отвечаю: да, имеет, в той мере, в какой всякое мышление имеет отношение к вашей работе. <...>
Но при этом вот что меня все время интересует. Вы имеете дело с организационно-управленческими объектами. Это вроде бы очевидно. И вы вроде бы должны их представлять системно. И меня уже спрашивали: где техника? Но прежде чем иметь технику - а мы все время занимаемся вопросом, как нам наши объекты, объекты организации и управления, представлять системно, - мы должны знать, сколько таких системных образов есть, сколько вообще может быть системных объектов. Под какие формы мы наши объекты можем подвести? Сколько может быть таких моносистемных идеальных объектов, или образов?
   Работая чисто формально, на базе простых сочетательных процедур, я получаю 60 типов идеальных объектов. И теперь я свою категорию системы могу каждый раз использовать как образ, налагая его далее на объекты руководства, организации и управления. Я, таким образом, буду двигаться вниз - как всегда в прикладной методологии - от типов к конкретным объектам.
Что я должен делать дальше? Я теперь должен для каждого из этих объектов строить свои особые схемы, свои наборы понятий и процедуры, с которыми мы работаем. (Но сейчас я этого, конечно, не буду делать.) Это один момент.

  Полисистемы
   Второй момент. Я сказал, что это справедливо только по отношению к простым системам. А реально мы в нашей оргуправленческой работе всегда имеем дело с полисистемами. А полисистемы обязательно включают в себя все эти четыре плана в особых комбинациях друг с другом и еще имеют сложнейшие ветвления.
   
  Проблема полифункциональности
  Давайте теперь представим себе такой случай, что у нас на одном материале, материале сотрудников управления строительством разворачиваются две функциональные структуры (и два процесса). Что это за структуры? Это линейные связи и функциональные связи в организации, руководстве и управлении. И они разворачиваются, говорю я, на одном человеческом материале. Линейные связи - это передача целей и задач. <.. .>
Итак, идет процесс передачи целей и задач от начальника к подчиненным, а по функциональным связям идет процесс функциональной детерминации - как делать, при каких ограничениях выполнять работу. И я говорю, что это - два разных процесса в организации, руководстве и управлении. Но каждый из этих процессов имеет свою функциональную структуру.
   Я говорю простую вещь. Если вы берете линейную связь, то главный инженер, например, подчиняется начальнику управления строительством. Если вы берете функциональные связи, то может оказаться, что начальник управления строительством и главный инженер будут находиться на одном уровне. Я сейчас не обсуждаю, правильно это или нет, важна сама логика рассуждения. А что это значит? Мы здесь сталкиваемся с различием функциональных структур и организованностей материала.
Я грубо спрошу: реально, по материалу, сколько у меня главных инженеров? Один. А в функциональной структуре у меня сколько главных инженеров? Здесь у меня должно быть два: один в линейной связи и один в функциональной. У меня тут будут две разные структурки, и это все «садится» на один человеческий материал. Спрашивается, какая же здесь должна быть организация материала? Мы сталкиваемся с простой оргуправленческой задачкой: как в одной организации материала зафиксировать две разные функциональные структуры.
Это проблема распределения функций на материале - проблема полифункциональности, монофункциональности и т.д. Старый спор: что лучше - давать каждой функции своего носителя и организовывать подразделения для обеспечения каждой функции отдельно или создавать полифункциональные службы? Скажем, наш с вами спор: должны ли система оперативного руководства и идущая обратно система информации иметь два разных подразделения, две службы или они должны иметь одну службу? Я каждый раз спрашиваю на уровне организации материала. Поскольку функционально мы их различили.
   ...Значит, если мы хотим посадить две функциональные структуры на одну организацию материала, то мы должны построить такую двухплановую организацию материала, в которой одна функциональная организация была бы вложена в другую. Хотя между ними на уровне материала могут возникать сложнейшие противоречия.

Игра 15
    Представим теперь себе, что играющие - двое - стоят с двух сторон доски, и на одной стороне фишки означкованы не так, как на другой.Итак, начинается игра. Предположим, что игроки последовательно делают по одному ходу и оба стремятся упорядочить свои фишки, один - по одной системе означкования, другой - по другой. Игра развертывается в несколько принципиально разных фаз.

    На первой фазе они работают друг на друга. Понятно почему? Если какая-то часть фишек означкована одинаково, то, скажем, единичку они будут двигать в одном направлении. И пока что, на этой фазе, каждый ход одного работает на решение задач и проблем другого. Но вот они достигли некоторого оптимального для них - это я говорю со стороны - расположения фигурок. Дальше каждый будет разрушать порядок другого, и с этого момента они уже не продвинутся ни на шаг. Мы здесь имеем столкновение двух процессов на одной организации материала.
   
    Начинается второй этап, который может продолжаться бесконечно, причем они будут находиться относительно достижения своих целей в том же самом состоянии, лишь немного от него отклоняясь. И так будет продолжаться до тех пор, пока они не изменят свои задачи. Что им нужно сделать, чтобы заставить другого работать на себя?
- Не мешать ему.
Нет, если он не будет мешать, то другой расстроит его организацию.
- Изменять цифры.
Да, ему нужно начать изменять означкование. Давайте рассмотрим это подробнее. Есть один материал, есть организация материала I и организация материала II, есть один процесс и другой процесс. Каковы отношения между процессами, я уже зафиксировал. Я зафиксировал очень интересный случай, когда один процесс (обозначим его на схеме как процесс I) работает на другой (процесс II). В тех пределах, где процессы совпадают, один из игроков мог бы вообще не работать, пропускать свои ходы, другой выполнял бы за него всю работу - до того момента, пока у них не начнется расхождение. Представьте себе, что он только наблюдает, пропуская ходы. До какого-то момента у него все фишки организуются как ему нужно. Потом с какого-то момента начинается либо ненужный ему процесс, либо процесс дезорганизующий. И тогда он начинает выставлять ограничения. Вроде бы ему уменьшили организацию, а он следующим ходом ее увеличивает. Он должен все время работать, ограничивая дезорганизацию, производимую другим.

  Игра 15 в ОРУ
Давайте еще раз это проработаем. Я теперь на этой модели начинаю обсуждать проблемы организации, руководства и управления по существу, содержательно. Что такое эта модель? Это модель соотношения функциональных и линейных связей. Что такое означкование? Все случаи, когда у меня на обеих сторонах фишки одинаковые значки, это случаи правильной организации функциональных и линейных связей, их соорганизации друг с другом. Все случаи, когда означкование разное, - это случаи дисфункциональности, т.е. они у меня организованы так, что начинают друг другу противоречить. И на первом этапе - это очень важно - задача игрока состоит в том, чтобы дать возможность процессу на противоположной стороне доски работать на него. На второй фазе он должен ограничивать процесс, который начинает работать против него. На третьей фазе игрок производит переорганизацию материала, чтобы опять заставить этот процесс работать на него. У него имеется определенная цель. <...> И когда он перестает работать и ждет, когда там максимально все соорганизуется, он цели своей достигает: ему же нужна соорганизация всего. А управленческая его цель состоит в том, чтобы воздерживаться от действий. На втором этапе у него управленческая цель меняется: ему надо все время препятствовать процессу на противоположной стороне. А на третьем этапе у него основной становится организационная цель: он должен теперь переорганизовывать структуры соответственно естественным движениям.
   Вот почему я делю эти фазы. На первом этапе руководитель или управляющий стремится к достижению своей цели и приближается к ней. Что он должен делать на втором этапе? Он должен ограничиться достигнутым результатом и не стремиться к улучшению ситуации. Это понятно? Это очень важная вещь. Оказывается, что если он при такой соорганизации процессов стремится на второй фазе к совершенствованию, то он осуществляет мартышкин труд. Ведь любым своим действием он нарушит организацию в другой системе, положенной на тот же материал, и последует обратное движение: противоположный процесс вернет его назад. Он достигнет оптимальности, если согласится примириться с недостижением своей цели. Если же он, тем не менее, хочет достичь поставленных целей, то вынужден осуществлять кардинальную переорганизацию всей структуры. Смотрите, какая динамика в смене целей - целей организации, руководства и управления в зависимости от условий. И вот что очень важно (теперь я ввожу новую категорию): когда мы берем процесс II, то в той мере, в какой процесс I работает на него и обеспечивает достижение его целей, он называется механизмом процесса II.
  Правого игрока мы считаем основным, считаем, что ему принадлежат функции управления, он охватывает всю ситуацию, может варьировать свои стратегии и за счет этого захватывает процессы. Он может просто ничего не делать - до определенного момента идет рост организации. Потом рост достигает определенной точки. Что происходит по моей модельке? С этого момента организация начинает падать. Что он делает? Она упала - он ее поднимает, она снова падает - он ее поднимает. Он включает свои действия как компенсаторные, как ограничение дезорганизации. И дальше он может бесконечно продолжать эту работу, поддерживая организацию на этом уровне. Но именно за счет умелого руководства и управления этим процессом. Если он не будет все время компенсировать упадок, то начнется движение назад. И он ничего не сможет сделать, чтобы поднять этот уровень выше, без переорганизации. Для того чтобы продолжить движение вверх, нужна переорганизация.
Мы привыкли свою оргуправленческую работу рассматривать как поддержание стабильного процесса. Но если вы рассматриваете оргуправленческую работу не как нормальный рабочий процесс, то тогда здесь нет сбалансированных механизмов, нормальных. Вам приходится, как организатору, руководителю и управляющему, все время поддерживать этот баланс за счет оргуправленческой деятельности. Вам передохнуть некогда.
   
    Основная задача практика ОРУ
Вот теперь - моя основная мысль, прошу вас приготовиться, чтобы ее уловить. До сих пор я все время обсуждал вопрос, что представляет собой система как таковая, моносистема: какие тут варианты и т.д. Теперь я все это оборачиваю. Я говорю: предположим, мы построили все эти 60 вариантов, нарисовали все эти абстрактные образы. Но ведь задача-то наша и ваша состоит в другом. Не в том, чтобы строить эти абстрактные образы систем, а в том, чтобы каждый раз отвечать на вопрос, как устроена система вашего строительства. Понятно? Я должен выяснить, в виде какой полисистемы вы представляете свое строительство и как вы это делаете.
Варианты-то вы применяете, случаи раскладываете и выбираете из них - это все здорово, и я это оставляю в стороне. Тайна -.тайна системного анализа - не в этом. Не в том, чтобы иметь все эти варианты системного представления. А в том, чтобы ответить на вопрос: вот оно, мое строительство - так в виде какой полисистемы, с какими завязками, «зашнуровками» одних систем на другие я его представлю?

   Методы решения задач
Во-первых: никакой метод не упрощает способов решения задач. И не сворачивает.
Теперь я отвечаю на ваш очень важный и серьезный вопрос. Представим, что организатор и управленец имеет дело со сложными объектами. Поскольку эти объекты захватываются им всегда в меру его «испорченности», «испорченности» его представлений, то сначала управление и руководство осуществляется поверхностно, а все остальное, что не захватывается управлением и руководством, живет собственной естественной жизнью. Есть граница между тем, что захвачено управлением и живет искусственно, и тем, что живет естественно. Когда у управленца появляются новые средства и методы, он может вычерпать ими новый слой, сделать это управление более эффективным. Потом - следующий слой. Причем, с моей точки зрения, он каждый раз управляет этим объектом, но только сначала по одному набору параметров, лежащих на поверхности, предоставляя все остальное естественному течению дел, а потом - по большему набору параметров. Внедрение новых средств, в том числе системного анализа, дает нам возможность управлять и организовывать конкретнее и по большему числу параметров. Теперь скажите: этот процесс будет сложнее, чем предыдущий?
- Конечно, сложнее.
Намного сложнее.
- Проще.
Нет, намного сложнее. Он, безусловно, потребует развития специального аппарата, привлечения специальных людей. И поэтому надо каждый раз здраво решать, когда надо переходить к новой системе организации и управления, а когда не надо.
Внедрение новых методов всегда связано с усложнением оргуправленческой системы.
  С моей точки зрения, внедрение новых методов всегда производится небольшой группой энтузиастов, которым нужно что-то сверх того, что они делали до сих пор. Почему-то нужно - я не знаю и не обсуждаю сейчас их личных целей. Потом это становится образцом и в конкурентной борьбе начинает распространяться, поскольку работа старыми методами проигрывает и становится дальше невозможной. Такова моя точка зрения.
  . С моей точки зрения, для сложных проблем не существует простых решений. Это для меня очень важно. Есть всегда один путь: когда сложные проблемы решаются за счет сложных методов. Каждый раз, когда мы пытаемся решать сложные проблемы простыми методами, мы всегда становимся на путь разрушения живого целого - вот что он хотел сказать.

2

Максим, итак ты оказался в одиночестве на этом олимпе ответственных людей - у меня вчера мотивации уже не хватило, чтобы это доделать. Попробую сегодня себя напрячь. Но надо сказать, что наплевательское отношение остальных  товарищей Клуба влияет на меня в большей степени чем на тебя и в этом смысле  я ставлю себе двойку за внутреннюю мотивацию, и начинаю ровняться на тебя
С глубоким уважением
Лариса

3

Максим, спасибо за вдохновение! И я опять за нас порадовалась, а за остальных огорчилась, что они лишили себя такого любопытного и приятного (для мудрого человека )  :flag: занятия (кстати сказать, об этом есть прямое указание в этой лекции в ответ на мучающий меня вопрос - отчего нам не удается простроить нашу работу - обсудить мне с вами уже его не удастся, поскольку в среду меня в городе не будет - командировка - но я надеюсь, что вы его обнаружите и обсудите и дальше ВСЕ БУДЕТ ИНАЧЕ  :writing:

4

думаю   что  занятие  по  этой  лекции будет виртуальным - прочитаю твой  варинт и обсужу сам с собой  за  рюмкой чая ))

5

Эта технология стремится к тому, что потом придется разговаривать самому с собой   :glasses: Оно, конечно, с умным человеком и помолчать приятно, но опять же БЛИН коммуникация требует присутствия ДРУГОГО, который эти знаковые формы ПОНИМАТЬ начнет силиться - вот такой принцип - деваться некуда - надо подтягивать того, с кем можно ПОГОВОРИТЬ (но в смысле поработать)
Я в этот раз не смогу тебе подмочь в этом деле - улетаю в аккурат в среду утром   :x